Бесплатно

С нами Бог!

16+

07:21

Пятница, 03 мая. 2024

Легитимист - Монархический взгляд на события. Сайт ведёт историю с 2005 года

Первый Воздухоплавательный съезд России

12.04.2024 12:17

12 апреля 1911 года (ст.ст.) открылся первый русский авиафорум

Начало ХХ века стало временем бурного развития воздухоплавания во всем мире, старт которому дал первый полет аэроплана 17 декабря 1903 года. Не осталась в стороне и Россия, которая благодаря резкому ускорению промышленного развития, начавшемуся в царствование императора Александра III, легко и быстро воспринимала и осваивала все мировые технические новинки.

Так что не было ничего удивительного в том, что на первой Международной выставке воздухоплавания, проводившейся в Михайловском манеже в Санкт-Петербурге с 10 по 27 апреля 1911 года (за это время более 200 тыс. человек смогли посетить выставку и взглянуть на достижения авиации), принимали участие не только иностранные производители самолетов, такие как «Фарман», «Блерио», «Бреге», «Гупи», «Бристоль», «Ньюпор», но и российские — в частности, Товарищество русского воздухоплавания «В.А. Ломач и Ко», Русско-Балтийский вагонный завод.

На торжественном открытии выставки присутствовал Великий Князь Александр Михайлович, что говорит о пристальном внимании власти к теме воздухоплавания.

Поскольку активнее других авиацией интересовались военные, в выставке принимала участие и сформированная годом раньше русская Офицерская воздухоплавательная школа, которую представлял начальник школы и Учебного воздухоплавательного парка Александр Матвеевич Кованько – изобретатель и пилот-аэронавт, член воздухоплавательной комиссии Международного метеорологического комитета. В русско-японскую войну 1904-1905 гг. Александр Матвеевич командовал воздухоплавательным батальоном. Этот человек не только успешно применял аэростаты для корректировки огня во время войны, но и был тем, кто подготовил первых летчиков России. Именно под руководством А. М. Кованько в стране был построен первый русский дирижабль и пять самолетов.

Следующим видным инженером был Василий Федорович Найденов – военный инженер и специалист в области воздухоплавания. Принимал активное участие в организации Первого и Второго Всероссийских воздухоплавательных съездов 1911 и 1912 гг., а также Первой воздухоплавательной выставки в Санкт-Петербурге в 1910 г.

Еще одной заметной фигурой в области воздухоплавания был Александр Васильевич Каульбарс – военный деятель и один из основателей русской военной авиации. В 1907-1908 гг. организовал в Одессе первый русский аэроклуб, на базе которого занимался полетами на аэростатах, дирижаблях и аэропланах. В Первую мировую войну командовал армейской авиацией Российской империи.

Интересных образцов летательных аппаратов было довольно много, часть из них были зарубежными. На выставке был представлен моноплан «Блерио» французского авиатора и инженера Луи Блерио. На одном из таких самолетов был совершен перелет из Лондона в Париж за 3 часов 26 минут. Из монопланов немецких представителей был самолет Вольфганга Харлана (Гарлана). Необычным экспонатом стали аэросани компании «Дукс» Ю. А. Миллера. Также на выставке было множество стендов с запчастями самолетов разных видов.

Еще одним образцом французской авиации был аэроплан «Ньюпор». Фирма, которая его произвела, специализировалась на гоночных самолетах, хотя, как и многие другие авиационные компании, с 1914 г. переключилась на выпуск военных самолетов.

От Великобритании на выставке был показан аэроплан №36 фирмы «Бристоль».

Представители варшавского товарищества «Авиата» привезли свой аэроплан.

От России был представлен боевой биплан Петербургского товарищества авиаторов.

Часть выставки была выделена под показ двигателей внутреннего сгорания, что было очень любопытно авиаторам из разных стран.

От дирижаблей и аэростатов оставляли для показа отдельные механизмы и гондолы.

Для представления крупных летательных аппаратов создавались уменьшенные копии или выставлялись их чертежи. Множество экспонатов выставило Варшавское товарищество «Авиата» и товарищество российско-американской резиновой мануфактуры «Треугольник». Их специализация заключалась в производстве аэростатов.

 

***

И столь же закономерно, что в рамках выставки состоялся и первый российский Воздухоплавательный съезд. Он проходил с 12 по 17 апреля в здании санкт-петербургского Соляного городка по адресу Пантелеймоновская улица, дом 2.

Патронировал этот форум Великий Князь Александр Михайлович, а руководил его работой один из пионеров русской аэронавтики и аэродинамики легендарный инженер и ученый Николай Жуковский.

Освещавшая в числе прочих изданий работу первого Воздухоплавательного съезда газета «Московские ведомости» писала тогда: «Ввиду важности воздухоплавательного дела вообще, а, в частности, значения его для России, воздухоплавательный съезд заслуживает самого серьезного к себе отношения. Необычайно быстрое развитие авиации за последние четыре года выдвигает на очередь ряд кардинального значения вопросов, по которым и надлежит высказаться съезду». Среди этих «кардинального значения вопросов», что естественно, были не только проблемы самого воздухоплавания и летательных аппаратов, но и возможность применения их для военного дела и обороны России.

 

***

Особое внимание, что наверняка удивило и самих организаторов съезда, было уделено использованию авиации в военно-морском флоте России.

О том, какое значение военные моряки придавали новорожденной авиации, можно судить по представительности их делегации, участвовавшей в работе первого Воздухоплавательного съезда. В ее число вошли такие крупные военно-морские деятели, как морской министр вице-адмирал Иван Григорович, член морского технического комитета генерал-майор Николай Корсакевич и известный гидрометеоролог, академик адмирал Михаил Рыкачев. Но неверно было бы думать, что морская делегация была представлена исключительно чиновниками-теоретиками, — в ней оказалось и множество офицеров-практиков, фанатично преданных идее морской авиации. Среди них был, например, первый российский военно-морской летчик лейтенант Станислав Дорожинский — один из инициаторов создания Севастопольской авиационной школы Отдела воздушного флота.

Военно-морской флот на съезде представляли также помощник заведующего Севастопольским воздухоплавательным парком поручик Владимир Гельгар и один из первых русских военно-морских офицеров, командированных для обучения летному делу во Францию, представитель Морской академии капитан 2 ранга Андрей Янович (будущий первый начальник Бакинского отделения Офицерской школы морской авиации).

А флотский офицер, участник Русско-японской войны лейтенант Николай Яцук, один из сподвижников пионера русской аэронавтики Льва Мациевича, выступил на съезде с двумя громкими докладами: «О ближайших задачах аэропланостроения» и «О применении авиации к морскому делу» (многие положения этих выступлений затем в развернутом виде вошли в изданную им в 1912 году книгу «Воздухоплавание в морской войне»).

Столь активное участие военных моряков в работе Воздухоплавательного съезда не было удивительным. Во-первых, морские офицеры выгодно отличались от сухопутных гораздо более разносторонней инженерной подготовкой, что позволяло им свободнее воспринимать любые технические новшества и быстро осваивать их. Во-вторых, на рубеже 1910–1911 годов именно идея применения авиации в морском деле получила наиболее активное развитие. И многие события, предопределившие развитие военно-морской авиации России, по времени практически совпали с первым воздухоплавательным съездом.

Севастопольская авиашкола Отдела воздушного флота начала свою работу 11 ноября 1910 года, причем первым председателем совета школы был назначен начальник службы связи Черноморского флота, председатель комитета Севастопольского аэроклуба капитан 2 ранга Вячеслав Кедрин. 8 апреля, то есть за четыре дня до начала работы съезда, он подал рапорт командующему Черноморским флотом с предложением сформировать в службе связи авиационное отделение для ведения морской разведки вне видимости береговых наблюдательных постов. 19 апреля, то есть два дня спустя после окончания работы съезда, начальник Морского Генерального штаба вице-адмирал Андрей Эбергард на основании кедринского рапорта представил доклад морскому министру Григоровичу (кстати, оба адмирала принимали участие в работе авиафорума), который охотно поддержал эти предложения и выделил на их реализацию 128 тыс. рублей.

Более того, сразу после выставки произошло еще несколько событий, свидетельствующих о чрезвычайно быстром развитии в России морской авиации. 16 апреля в Севастополе впервые провели опыт по сопровождению кораблей самолетами: три аэроплана поднялись в воздух, чтобы эскортировать вышедшую в море Черноморскую эскадру. В полет отправились руководитель севастопольской авиашколы легендарный летчик Михаил Ефимов, поручик Борис Макеев и лейтенант Виктор Дыбовский. В тот же день командующий флотом вице-адмирал Владимир Сарнавский доложил о первых опытах по бомбометанию с аэроплана — правда, вместо бомб летчики атаковали линкор «Иоанн Злотоуст»… апельсинами. Но адмирал воспринял этот опыт всерьез, затребовав у морского министерства высылку «на суда Черноморского флота нескольких орудий, специально приспособленных для стрельбы по аэропланам». А 24 мая 1911 года в России впервые в стране, если не во все мире, осуществили поиск подводной лодки с аэроплана: его провел все тот же лейтенант Дыбовский, ставший пионером русской противолодочной авиации.

Было и еще одно событие (правда, в рамках выставки, шедшей одновременно с Воздухоплавательным съездом), которое оказало влияние на развитие русской морской авиации. В качестве наблюдателя от военного ведомства России в авиавыставке принимал участие полковник Сергей Ульянин — один из группы первых русских военных летчиков, в 1910 году прошедших обучение во французской авиашколе. В своей докладной записке по результатам знакомства с экспозицией Ульянин отметил, что из всех представленных на ней русских аэропланов «заслуживает внимания аэроплан Гаккеля, приспособленный для спуска на воду». Речь идет о гидросамолете «Гаккель V», который по своей инициативе и на основании собственных конструкторских разработок построил инженер Яков Гаккель, один из двух создателей первого в России авиастроительного предприятия — Первого российского товарищества воздухоплавания «С.С. Щетинин». Его гидросамолет отличался новизной и оригинальностью конструкции: он не был летающей лодкой, а держался на плаву за счет двух длинных полых поплавков-балок и за счет сохранения колесного шасси мог взлетать как с воды, так и с суши. В списке наград участников выставки, утвержденном 28 апреля 1911 года, инженер Яков Гаккель значился под номером 22 как награжденный большой серебряной медалью «за оригинальную конструкцию морского аэроплана», а Морское министерство признало его машину одним из лучших самолетов этого типа.

Увы, сегодня о той колоссальной роли, которую сыграли в развитии русской, и прежде всего военно-морской авиации первая Международная авиавыставка  и первый Воздухоплавательный съезд, вспоминают нечасто. Но от этого их значение не стало меньше. 

 

Первая международная воздухоплавательная выставка в Михайловском манеже (апрель 1911 г.) в фотографиях

Смотрите также: (3) На заре русской авиации - YouTube

fh

 Участники торжественного открытия выставки.За столом президиума четвертый слева - Великий Князь Александр Михайлович

rozhd

 

Версия для печати